ВНИМАНИЕ!
Сайт находится на реконструкции.

ИНФОРМАЦИЯ НА ДАННОМ САЙТЕ УСТАРЕЛА

(актуально на 08.09.2016)
Для получения достоверной информации перейдите на основной сайт
СибГТУ

Версия для слабовидящих     По вопросам работы "Электронного документооборота" АСУ "Паллада" обращаться по телефонам СибГАУ: 291-90-68, 262-93-77, 213-97-77, 213-97-75, 291-90-66

МРТО

Модульно-рейтинговая технология обучения - шаг в будущее.

В сентябре 2003 года Россия подписала Болонскую декларацию (для интеграции России в общеевропейское образовательное пространство), и в мае 2004 протокол о сотрудничестве с Европейской комиссией по основным направлениям развития, в том числе в области права, науки и образования.

Концепцией российского образования на период до 2010 года в контексте вхождения России в Болонский процесс определены основные задачи профессионального образования – подготовка квалифицированного, компетентного, конкурентоспособного на рынке труда работника, готового к постоянному профессиональному росту и самообразованию, лично ответственного за уровень своих компетенций. 

Для решения поставленных задач необходимы:

- разработка системы организации ритмичной и продуктивной учебной деятельности студентов, формирующей опыт самостоятельной работы и самообразования; 
- создание эффективной системы контроля и оценки успешности продвижения студентов в образовательном пространстве, которая могла бы легко адаптироваться к международным требованиям; 
- формирование единой методической и информационной базы вузов России, обеспечивающей мобильность всех участников образовательного процесса высшей школы.

Эффективную реализацию этих задач позволяет обеспечить модульно-рейтинговая технология обучения (МРТО).

С сентября 2004 года СибГТУ внедрил в учебный процесс модульно-рейтинговую технологию обучения (МРТО), разработанную доцентами кафедры высшей математики и информатики Т.Н.Логиновской и С.В.Лукичевой основанную на рекомендациях Министерства образования Российской Федерацииhttp://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/2654.html ).

Суть модульного построения учебного процесса по этой технологии заключается в следующем:

  • Единицей и основой планирования изучения каждой учебной дисциплины является модуль - логически завершенный, информационно и методически обеспеченный блок учебной программы.
  • Учебный процесс организуется в форме последовательного продвижения по модулям.
  • Значимость каждого модуля определяется весовым коэффициентом. Это позволяет при подсчете рейтинговой оценки студента учесть трудоемкость и важность той или иной темы, раздела дисциплины.

Рейтинг студента есть комплексная мера качества подготовки специалистов. Рейтинг выражается в баллах и в любой точке образовательной траектории он представляет сумму баллов, полученных студентом в результате прохождения контрольных испытаний.

Виды рейтингового контроля (входной, текущий, промежуточный, заключительный) учебной деятельности студентов определены с учетом целей их осуществления и значимости результатов в накопительном (кумулятивном) рейтинге студента.

Операционная система формирования рейтинга студента учитывает все стороны учебной деятельности: посещение и активность на учебных занятиях; ритмичность и качество самостоятельной работы; объем и качество усвоенных знаний; творчество и т.д. Это позволяет студенту самому выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию, исходя из своих способностей, возможностей и предпочтений.

Основные принципы формирования рейтинговой оценки:
  1. Максимальная сумма рейтинговых баллов, полученных студентом по результатам любого вида контроля и в целом по всей учебной дисциплине в семестре, составляет 100 баллов (100 процентов успеха!).
  2. Пересчет оценки в баллах по любому виду контроля в академическую оценку осуществляется по единой методике на основе специально разработанной интервальной шкалы перевода.
  3. 3. Академическая оценка студента по дисциплине за семестр определяется общей рейтинго¬вой оценкой. Общая рейтинговая оценка студента по учебной дисциплине за семестр складывается из накопитель¬ного рейтинга, который формируется в процессе учебной деятельности студента в семестре, и экзаменационного рейтинга (экзаменационная оценка в баллах). 
    В свою очередь формирование накопительного рейтинга также осуществляется по двум составляющим: текущий рейтинг (активность аудиторной и ритмичность самостоятельной работы), промежуточный рейтинг (объем и качество усвоения учебного материала модуля, оценка работы над заданиями творческой компоненты). 
    Значимость составляющих общей рейтинговой оценки определяется вузом, в зависимости от профиля подготовки и системы ценностных ориентиров формирования рейтинга студентов.
  4. Для учебных дисциплин, изучаемых в течении нескольких семестров, итоговая оценка определяется суммой рейтинговых баллов, набранных студентом за весь период изучения дисциплины с учетом трудоемкости (в зачетных единицах и часах). Итоговый рейтинг переводится в академическую оценку и вносится в приложение к диплому.
  5. Индивидуальный рейтинг студента в группе, на курсе определяется на основе его общих рейтинговых оценок по всем дисциплинам, с учетом принадлежности каждой дисциплины циклу дисциплин учебного плана (ФГОС ВПО) и значимости этого цикла в формировании профессиональной компетенции будущего инженера.
  6. За особые творческие успехи студентам начисляются поощрительные баллы (Пб). По результатам успешной и ритмичной учебной деятельности в течении семестра студентам может быть выставлена оценка по дисциплине без сдачи зачета или экзамена (оценка - «автомат»).
  7. Формирование рейтинга студента по любой дисциплине осуществляется по единой для всего вуза методике. Фонд оценочных средств различных видов учебной деятельности студентов по дисциплине разрабатывается кафедрой.
  8. 8. Проведение итоговой государственной аттестации студентов (государственный экзамен, подготовка и защита выпускной квалификационной работы) также осуществляется в рамках МРТО.

Модульно-рейтинговая система в университете реализуется с применением автоматизированной системы подсчета рейтинга и управления учебной деятельностью студентов. Программное обеспечение разработано вычислительным центром СибГТУ.

Все кафедры вуза, отдел мониторинга, деканаты, учебно-методическое управление, ректорат включены в единую компьютерную сеть, обеспечивающую оперативное управление учебной деятельностью вуза. Ввод текущей информации по составляющим накопительного рейтинга студентов и ее корректировка производятся с рабочего места преподавателя (кафедра). Введенная информация, в соответствии с операционной системой МРТО, обрабатывается и аккумулируется в виде оперативных и итоговых документов, сопровождающих учебный процесс.

Каждый студент (или любое другое заинтересованное лицо) может в удобное для него время на сайте СибГТУ ознакомиться со своим текущим рейтингом по любой дисциплине, а также узнать свой индивидуальный рейтинг, и получить информацию о месте, которое он занимает в группе и на курсе.

Система обеспечивает доступность информации об успешности каждого студента на любом этапе образовательной траектории вне зависимости от сроков общепринятых информационных срезов, что позволяет деканатам и учебно-методическому управлению СибГТУ принимать оперативные управленческие решения и осуществлять мониторинг успешности образовательного процесса.

Процесс внедрения и адаптации МРТО в учебный процесс СибГТУ обеспечен системой организационно-нормативной документацией, определяющей роль, место и функциональные обязанности каждого участника этого процесса (студента, преподавателя, кафедры, отдела мониторинга, деканата, учебно-методического управления, вычислительного центра).

Основные преимущества и новизна системы МРТО:
  • Непрерывный контроль знаний стимулирует студента к регулярной и качественной учебной работе как в аудитории, так и самостоятельно (что особенно важно); побуждает студентов к формированию объективной мотивации продуктивной учебной деятельности (мотивационная составляющая).
  • Включение в рейтинг студента оценки активности учебной работы и оценки творческого блока модуля позволяет осуществлять непрерывное формирование творческой активности студентов (творческая составляющая).
  • С помощью системы снижается «проблема стресса», получаемого студентом в период сессии, поскольку ему предоставляется возможность получения оценки - «автомат» (валеологическая составляющая).
  • • Использование 100-балльной шкалы обеспечивает более высокую степень дифференциации оценки успеваемости студентов. Это особенно актуально для дисциплин, изучение которых завершается зачетом (качественная составляющая).
  • 100-бальная система оценки успешности обучения делает наглядным и понятным для студентов процесс оценивания. Она позволяет ранжировать оценки студентов по более чувствительной шкале, что повышает их объективность (объективная составляющая).

Разработанная и внедренная в СибГТУ модульно-рейтинговой технология обучения и созданная на ее основе автоматизированная система управления учебной деятельностью студентов вуза позволяют значительно повысить качество обучения студентов. МРТО открывает возможность адаптации оценок, полученных студентом в своем вузе, к системе критериев и оценок любого другого высшего учебного заведения, а значит открывает возможность мобильности студентов в межвузовском образовательном пространстве.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева»
Телефон Приемной комиссии: (391) 266-04-14, (391) 227-36-32
660049, Красноярск, пр.Мира, 82, тел. (391)266-03-88 (Приемная), факс: (391) 227-23-73, E-mail: sibgtu@sibgtu.ru
Министерство образования и науки РФ